Покупки-продажи вещей через Интернет уже довольно прочно вошли в нашу жизнь. Однако далеко не все покупатели знают о своих правах при таком дистанционном способе приобретения.
ИсторияЖитель Добрянки часто пользовался услугами одного из интернет-магазинов и заказывал одежду своим детям. Но однажды куртка и джинсы ребёнку по размеру не подошли. Добрянец решил вернуть вещи и возвратить деньги. Но не тут-то было.
До судаПо телефону в интернет-магазине отказались принимать покупки обратно. Озадаченный покупатель направил претензию, на которую ответа не получил. Тогда он обратился к адвокату, который составил исковое заявление.
В судеОтветчик утверждал, что не обязан принимать обратно товар надлежащего качества. На сайте интернет-магазина есть каталог одежды. По нему покупатели выбирают вещи определённого фасона, цвета и размера. Таким образом, истец сознательно заказал конкретный товар и нарушений его прав и законных интересов нет. Кроме того, ответчик ссылался на постановление правительства РФ от 19.01.1998 № 55, в котором есть «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». В пункте 5 данного перечня указаны швейные и трикотажные изделия. То есть если такие вещи отвечают требованиям качества и просто не подошли по размеру, то они не обмениваются и не возвращаются.
Истец настаивал на том, что перечень, о котором говорил ответчик, утверждён раньше, чем в Закон «О защите прав потребителей» была внесена часть 26.1 о дистанционном способе продажи товара. Кроме того, в 2007 году появились «Правила продажи товаров дистанционным способом». И в этих нормативных актах нет ссылок на указанный перечень. Ограничения касаются только возврата покупок с несохранённым товарным видом, потребительскими свойствами или товара с индивидуально определёнными свойствами.
Решением суда требования потребителя были удовлетворены. Взысканы уплаченные деньги за возвращённый товар. Кроме того, суд взыскал моральный вред в размере 10 тысяч рублей и штраф в доход государства – 7 тысяч.
Сергей Кузнецов
Роспотребнадзор разъясняетНе допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.
Не допускается передача товара, не соответствующего предварительной договорённости.
Потребитель вправе отказаться от товара надлежащего качества в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней.
Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки.
В момент доставки товара продавец обязан довести до покупателя в письменной форме сведения об основных потребительских свойствах товара, цену в рублях, сведения о гарантийном сроке, местонахождение производителя и т. д.
«Правила продажи товаров дистанционным способом», утверждены постановлением правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612
Права потребителей в цифровую эпоху17 марта Восточный территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю проводит «Горячую телефонную линию» на тему «Потребительские права в цифровую эпоху». Телефон в г. Чусовом: 8 (34256) 4-39-02 с 10 до 17 часов.