Две пятиэтажки ленинградского проекта. Двухкомнатные боковые квартиры в каждой из них, и этаж тот же. Условия вроде бы одинаковые. Но почему хозяин одной из квартир платит за тепло на 500 рублей больше?
С таким вопросом обратился в редакцию молодой человек Павел Р. В руках – квитанции за январь. Вот первая – по адресу ул. Энгельса, 5. В графе «Расход» – 1,88431 Гкал, оплата – 2555 рублей. А вот вторая – у его приятеля расход 1,52193 Гкал, оплата – 2064 рубля.
Пытаемся выяснить, отчего же такая разница, у поставщика теплоэнергии – Пермской ГРЭС. Там пояснили, что в первом доме (по Энгельса, 5) стоит теплосчётчик, жильцы платят строго по его показаниям. Снимают показания в присутствии контролёра от Пермской ГРЭС. Во втором доме (по Герцена, 31) общедомовой теплосчётчик не установлен. Плата за тепло рассчитывается исходя из норматива.
Норматив потребления теплоэнергии на 1 кв. метр по Добрянскому району для пятиэтажки постройки до 1999 года составляет 0,0291 Гкал. Заглядываем в квитанцию – ничего подобного, нет никакого норматива по отоплению!
Молодой человек чешет затылок:
– Я думал, у них тоже теплосчётчик стоит. Вот ведь, в колонке «Норматив» пусто, зато указаны «Тариф» и «Количество»…
Звоним для уточнения в управляющую компанию – ООО «Декос».
– В доме нет теплосчётчика. Выставляем жильцам по нормативу. Квитанции нам готовит сервис «Квартплата 24». Спрашивали у разработчиков, почему не вносят норматив по теплу – говорят, что нет технической возможности. Работаем по этим квитанциям всего два месяца, вопрос пытаемся решить, – сообщила бухгалтер «Декоса» Наталья Опутина.
Зато в квитанции есть строчка «Сбор на ОДПУ» – на общедомовой прибор учёта. Решение было принято, как полагается – на общем собрании жильцов, и сборы начались с июля прошлого года. К июню нынешнего на теплосчётчик должны собрать.
Всё вроде становится понятным, но неугомонный читатель снова подкидывает вопрос по квитанции:
– Но если нет теплосчётчика, почему тогда коэффициент не выставляется?
Действительно, с начала нынешнего года повышающий коэффициент для домов, не оборудованных общими приборами учёта, составляет аж 1,4. Тогда жильцам должны были начислить все 2889 рублей (2064х1,4). После повторных звонков на ГРЭС и в управляющую компанию выясняем: по дому № 31 по ул. Герцена нет возможности установить теплосчётчик без реконструкции теплосети. Согласно законодательству, к таким домам повышающий коэффициент не применяется.
Всего в городе 21 подобный дом. Их называют «транзитными». Через один дом по теплоснабжению запитан другой. Как же думает установить теплосчётчик управляющая компания?
– Пока собираем только на прибор учёта. Установим его после проведения необходимой реконструкции. Если потребуются для этого дополнительные средства, будем на общем собрании собственников решать этот вопрос, – добавляют в «Декосе».
Итак, позвонив во все инстанции, выясняем следующее.
Платить по нормативу с повышающим коэффициентом было бы дороже, чем по счётчику.
Коэффициент не применяется только к некоторым домам без теплосчётчиков, где нет технической возможности их установить.
При оплате по теплосчётчику жильцы могут требовать от управляющей компании провести работы по снижению затрат на теплоснабжение.
Как сэкономитьДиректор ОАО «Добрянский теплоэнергетический комплекс» Николай Зубарев пояснил, какие шаги можно предпринять, чтобы снизить затраты на теплоснабжение:
– Прежде всего, в доме надо провести ревизию всей тепловой системы. Перемычки на разводимых трубах, которые не участвуют в процессе теплопередачи, необходимо демонтировать. Возможно, батареи в квартирах заросли внутри или стояки забиты. Посмотреть, надо ли где-то утеплить дом.
Затем можно заменить обычные задвижки на балансировочные клапаны «Баллорекс». Они позволяют регулировать подачу теплоэнергии. Да, некоторые управляющие компании пытаются регулировать теплоснабжение обычной задвижкой, но это совершенно неправильно: задвижки являются запорной арматурой и могут работать в режимах «открыто» и «закрыто». Иначе быстро выходят из строя.
Можно рекомендовать жильцам установить на радиаторы регулирующие клапаны, которые могут изменять тепловой поток в квартире.
Наконец, есть автоматизированная система снятия показаний со всего дома в текущем времени. При «перетопе» можно уменьшить теплоподачу, если холодно – увеличить. Просто по одной квартире менять теплоподачу на дом нельзя, надо видеть картину в доме в целом.
Конечно, приобретение дополнительного оборудования на дом – это снова затраты для жильцов. И необходима консультация специалистов, насколько это будет оправданно.
Квитанции должны быть понятнымиИгорь Веприков, начальник отдела муниципального контроля администрации города:
– Как правильно оформляется квитанция, подробно указано в постановлении № 354. Жильцам должны быть понятны абсолютно все начисления, из чего они складываются. По отоплению в графе «Норматив» должен стоять норматив, если в доме нет теплосчётчика, а в графе «Количество» – объём теплоэнергии согласно показаниям общедомового теплосчётчика в расчёте на площадь квартиры. Там, где применяется коэффициент, это тоже должно быть отражено! Так же, как и объёмы коммунальных услуг на общедомовые нужды, распределённые на каждую квартиру. Жильцы вправе потребовать правильные, понятные квитанции от своих управляющих компаний. За подобное нарушение организации могут быть наказаны штрафом.
Чьи деньги по коэффициенту?Как сообщили на Пермской ГРЭС, всем домам, где есть техническая возможность установить теплосчётчик, выставляется повышающий коэффициент 1,4. Практически все управляющие компании предъявляют его жильцам. Однако не все из них передают эти средства ресурсоснабжающей организации – Пермской ГРЭС. По законодательству, эти деньги целевые и должны быть направлены только на мероприятия по теплоснабжению. В первую очередь – на оснащение домов теплосчётчиками.
Однако, как отмечают на Пермской ГРЭС, получая деньги по коэффициенту, управляющие компании не спешат с этим. «Мы заинтересованы в том, чтобы как можно скорее во всех домах были теплосчётчики. По повышающему коэффициенту деньги на теплосчётчик можно собрать за 3‑4 месяца!» – пояснили ресурсники.
Куда обращатьсяПо вопросам теплоснабжения каждого конкретного дома жильцам следует обращаться прежде всего в свою управляющую компанию.
Представители управляющих компаний, ТСЖ или совета дома по вопросам теплоснабжения конкретного дома, возможности регулировки теплосистемы могут получить консультации:
в ОАО «ДТЭК», тел. 2‑66‑13;
у специалистов Пермской ГРЭС, тел. 9‑31‑83.
25 домов в Добрянке из 180-ти остаются без общедомовых теплосчётчиков, где их возможно установить.